"О вопросах противодействия коррупции в организациях и предприятиях"

Законодательно понятия данного явления, способы борьбы и профилактики с ним в нашей Республике закреплены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции" и Законом РТ от 4 мая 2006 г. N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан".

Коррупция в ее широком понятии, когда мы рассматриваем не коррупцию в госорганах, а коррупцию, связанную с коммерческими или общественными организациями и предприятиями, подразумевает собой злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства.  

Данные действия должны оцениваться как коррупционные при условии, что они производятся руководителем, должностным лицом либо специалистом любого ранга (от начальника небольшого склада или бригадира строителей до генерального директора, либо председателя Совета директоров крупной транснациональной компании).

 Целью, ради которой производятся данные противоправные действия должны быть:

·        получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя (со стороны должностного лица)

·        те же выгоды, но для третьих лиц (должностного лица),

·        незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (со стороны того, кто заинтересован в нарушении должностным лицом своих полномочий).

Строго говоря, если цель не какая либо выгода для конкретного лица, а желание облегчить свою работу, либо элементарная халатность и глупость, либо какие-то благие цели, которые по своей глупости и ограниченности ума могло преследовать должностное лицо, то и его действия стоит оценить со стороны нарушения должностных обязанностей, должностного проступка, этики и морали, но не как коррупционный проступок. Простой пример – руководитель службы снабжения заключил договор на поставку дверей с одной фирмой, но отказал другой фирме. Вопрос: «была ли коррупционная составляющая?». Выяснив причины отказа и установив, что имел место «откат», взятка в виде дорого спиртного, похода в ресторан, либо путевки на Канарские острова – вот вам пример коррупции. В случае же, если имели место элементарные причины, такие как - не дозвонился до второго поставщика с первого раза и поленился, либо забыл продолжать дозвон, тем самым лишил возможности предприятие экономии за счет более выгодных поставок – имеет место нарушение должностных инструкций.

 Противодействие коррупции связанное с коммерческими или общественными организациями и предприятиями, подразумевает собой деятельность институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

   Принципы борьбы с коррупцией в Российской Федерации:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

   Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на должностей и должностей государственной или муниципальной службы (применительно к коммерческим структурам на руководящие должности и должности специалистов), а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Ответственность за коррупционные правонарушения. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Председатель АССБ

Самойлов А.А.

Оставить комментарий

Комментарии: 0