Безопасность "по-немецки". Мифы и реальность 2016 года.

   Вообще, посетив Германию, я осознал, что у нас, как и у немцев достаточно много мифов друг о друге. И это не мифы, создаваемые нашими СМИ, либо насаждаемые правительством. Эти мифы мы придумываем себе сами. Мы создаем их, увидев вырванную из контекста одну фотографию или услышав один рассказ от очевидца. Поэтому многие немцы думают, что мы до сих пор едим из кастрюли суп деревянными ложками, а многие россияне думают, что немцы мрачный народ, получающие на работе бешеные деньги и жадные до ужаса.

Основное, что я увидел в жителях Германии – в населении городов, деревень, в простых рабочих заводов, продавцах, официантах, в офисных работниках и руководителях предприятий, хозяевах отелей и магазинов – это  адекватность. Их реакции и поведение соответствует месту, времени и ситуации. Они очень и по-честному улыбчивые, гостеприимные, трудолюбивые, не склочные и самое главное, довольные своей реальной жизнью, независимо от зарплаты и налогов и четко выполняющие все правила и нормы. Конечно, я несколько раз видел их переходящими улицу, где попало в маленьких городках, но там мы и сами с трудом находили официальные «пешеходки», видимо, так здесь принято. Тем более, что по городу автомобили ездят медленно и спокойно. Пару раз я видел и мусор, но, давайте по порядку!

   Оговорюсь сразу, что я ездил не как турист, не только разглядывать красоты и наслаждаться прелестями. Наша группа из 7 человек представляла различные отделы и подразделения мебельной фабрики «Идея комфорта». Мы посещали производство фирмы партнера – немецкую по происхождению, но сейчас уже международную корпорацию «Хеттик». Эта фирма производит для всего мира мебельную фурнитуру. Самый известные ее потребители в мире – фирма «Икея», немецкие фабрики кухонь «Нольте» и «Нобилия», практически все автопроизводители Германии. В России наиболее крупные ее партнеры – мебельные фабрики «Идея комфорта», «Лазурит», «Кухни Мария».  Годовой оборот данной корпорации за 2015 год составил более 800 миллионов евро!!!

   Миф первый: «Чистота и порядок». Начинаю с этого, т.к. первое, что я заметил, выйдя из двери аэропорта Ганновера – валяющиеся на асфальте окурки!!! Ну все, наша взяла, обрадовались мы! Нас вернул в реальность Ильдар – представитель встречающей стороны. Он ответил так просто, что у нас отпал вопрос сам собой – «а рейс то был из России!». И верно. Больше нигде и ни разу за 4 дня я не видел брошенных окурков. Также и мусор в виде пустых пачек из-под чипсов и шоколадок мы встретили в одном месте – на привокзальной площади городка Белифельд. Там же на этой площади я увидел и источник мусора – приезжих мигрантов. Больше мы не встретили ни мигрантов, ни мусора. Самих урн, что удивило, очень мало. Если быть точным, то в городке, где мы жили – в Херфорде, я видел только несколько урн – возле нашей гостиницы, супермаркета и ресторана. Возле домов и на улицах никаких урн.

   Миф второй: «Бесчувственные, злые и жадные. Гости платят за себя». Не входя в подробности, приведу примеры: 1. Каждый наш завтрак, обед и ужин который обходился в несколько сот евро, а также проживание в гостинице оплачивала принимающая сторона, т.е. фирма Хеттик. При этом, ни разу нам ни в чем не отказали и не ограничили в выборе, а наоборот, предлагали что-нибудь попробовать еще. 2. Все встретившиеся мне люди мило, честно и радостно улыбались и относились к нам.  А встречались мы со всеми – заходили в цеха фабрики – рабочие и инженеры нам улыбались и шли дальше работать, маленькие магазины, крупные торговые центры – нам улыбались и здоровались от продавца до хозяйки магазинов, рабочую столовую завода, в кафе и рестораны – весь персонал был улыбчив. Достаточно часто встречали русскоговорящих – продавцы магазинов парфюмерии и одежды, повар в столовой, руководитель и сотрудница европейского отдела продаж  Хеттика, горничная в нашем отеле. 3. В одном из ресторанов к нам из компании немцев подошел седовласый мужчина и спросил: «Русланд?», я ответил утвердительно. Тогда он пожал нам руки и сказал «Аллес гуд Русланд!», что можно перевести, как «Россия – хорошая страна!». По поводу проявления личных чувств я увидел примерно нашу,  российскую сдержанность, но достаточно искреннюю и непосредственную. Улетая из Германии, в аэропорту Ганновера я стал свидетелем разговора двух женщин на кассе. Женщина из моего ответа: «Нихт ферштейн, аус Русланд» поняла, что я не понимаю по-немецки. Но т.к. еще в советской школе я изучал немецкий язык, то отдельные слова помню до сих пор, и из ее рассказа напарнице я сделал вывод о том, что у нее сильно болеет мама. В разговоре она даже прослезилась, но извинилась передо мной за эмоции. Кстати мне она задавала вопросы на ломаном русском. Ни разу мы не были свидетелями конфликта или ссоры за все эти дни.

   Миф третий: «Они зажрались». Живут немцы в городках, посещенных нами (земля Северный Рейн Вестфалия, территория бывшего ФРГ), действительно неплохо, я бы сказал стабильно хорошо. Зарплаты на заводе «Хеттик» у рабочих в районе 1500-2000 евро в месяц. Зарплата руководителя крупного отдела более 40 000 евро в год. При этом первый платит налог значительно меньше, а второй платит по прогрессивной шкале больше, но оба принимают это как должное. Студенты в училище при заводе получают 3 года стипендию в 1000 евро.  Из  рассказа Генриха, немца, родом из Казахстана, все живут в Германии «по средствам».  Покупают одежду, дома, автомобили  и производят другие затраты только исходя из своих реальных возможностей.  Очень много велосипедистов (это дешево), для велосипедов целые двухэтажные закрытые стоянки. Одеваются немцы непритязательно, скромно, некрасиво. В основном джинсы, куртка-ветровка, кроссовки или ботинки. Вещи видно, что носят долго, меняют только если порвутся. Часто можно увидеть стоптанные ботинки или затертые джинсы. Немцы покупают практичный автомобиль для всей семьи. Например, Генрих – топ-менеджер и небедный человек ездит на Форд S-max (7-местный минивен), необходимый ему для перевозки его большой семьи с тремя сыновьями высокого роста. Полагающийся ему от фирмы служебный БМВ 3 серии он не взял, т.к. «семья не уместиться». Живет Генрих в своем загородном доме около 150 кв.м, который строил сам, а не купил готовый. Естественно понятие строил сам, означает, что он купил оптом материалы и оплатил работу фирме строителей-подрядчиков. Дом стоит на земле в 10 соток и находится в небольшой «деревушке» в 15 минутах езды от городка Кирхленгерн, где он работает. Его сын, 19 лет, учится в университете, поэтому он каждое утро встает в 5.30, едет на велосипеде (авто у молодежи нет) до вокзала, затем 1,5 часа едет на электричке, а вечером в обратном порядке. На наш вопрос: «Наверное, много местных жителей Кирхленгерна работает на Хеттике (завод стоит посередине этого городка)?»,  ответил невозмутимо: «Мы набираем специалистов, нам не важно, где он живет и сколько и на чем ему добираться».  Так как обедами и ужинами нас кормили каждый раз в разных ресторанах всей округи (чтобы мы заодно осмотрели окрестности), то мы посетили 5 ресторанов и 5 населенных пунктов. Только в одном-двух из них, да и то недолго мы видели относительно молодых немцев и немок 35-40 лет. Как пояснил Генрих: «У нас в рестораны ходят пенсионеры. У молодежи нет времени и денег на это». Хороший обед или ужин в ресторане на одного составляет примерно 30-40 евро. Кофе с булочкой можно попить в уличном кафе за 2 евро, а в рабочей столовой поесть за 3-4 евро (при этом еда практически не отличается от ресторанной по своему качеству, разнообразию и порциям). Кстати порции  там просто огромные. Съесть вторую может заставить исключительно жадность или, как нас, халява! Салат (хоть из одних овощей, хоть мясной или из морепродуктов) приносят в тарелках размером с поднос, поэтому я несколько раз видел, что старенькие немцы в ресторане заказывают один-два бокала пива и салат (этот тазик, который можно есть весь вечер!). Качество продуктов очень высокое, и судя по положительной реакции желудков нашей группы в 7 человек – продукты и алкоголь исключительно «здоровые». Для сравнения цен – рубашки, футболки, толстовки стоят от 3-5 евро по распродаже и до 29 евро, высококачественная кожаная обувь 100-150 евро, кроссовки 30-40 евро, кожаные сумки 50-60 евро. Качество одежды и обуви – отличное!

  Миф четвертый: «Кругом автобаны и все гоняют». В этом районе Германии автомобили используют разные. Несмотря на всеобщее мнение – «немцы ездят на маленьких авто», это не так. Я часто видел кросоверы и даже крупные, вроде ВМW X6 или Mersedes ML, но вот таких как «Крузер 200» или Шевроле Тахой не видел ни разу. Обычное авто немца на улицах посещенных нами городов – Ауди, БМВ, Мерседес, Фольксваген и, часто – универсал. Много минивенов. Встречаются Порше всех мастей, корейцы, немного японцев и французов. Довольно много кабриолетов различных марок. Автобаны мы не видели, но по трассе мы несколько раз ездили. Удивительно, но фуры вообще не едут по левой полосе, там едут легковые, очень мало перестроений и обгонов. Ограничение стандартное на трассе 100, но много знаков 120 и 130. Это нормальная скорость для их дорог. Дороги, в принципе не идеальные, но хорошие. Хорошая разметка, оповещение, отбойники и т.п. Ведется ремонт постоянно. Обочин нет вообще и по ним никто не ездит. Вместо обочины вдоль дороги (хоть трасса, хоть деревенская проселочная) идет, что-то вроде неширокой и неглубокой канавки для слива воды. В принципе в нее можно заехать и ехать по ней, но этого никто не делает. Дороги очень чистые, я не видел, чтобы их мыли, тем более шел дождь все 4 дня нашего пребывания. Наш арендованный минивен Мерседес мы получили чистым, а через четыре дня езды по дорогам, трассам, городам и селам именно в таком же виде и вернули его. Мокрым и чистым. Машины там не пачкаются, т.к. не лезут в грязь и пыль – ее нет! Проселочные дороги, кстати, тоже асфальтированные, но очень узкие. В городе движение спокойное (не более 50 км), строго по правилам, без каких либо обгонов и «шашек». Нас ни разу в городе никто не обогнал! Что пешеходы, что водители едут только на «зеленый».  Даже в час ночи на пустой улице. На «пешеходном переходе» авто всегда пропускает пешеходов. Порядок.

   Миф пятый: «Им повезло в жизни». Порассмотрев  жизнь немецкой глубинки я пришел к выводу в виде поговорки: «Везет тому, кто везет!». Немцы просто все поголовно трудяги и фанаты работы. Они встают в 5-6 утра и с 6-7 начинают работать. Первая смена на заводе Хетик начинается в 6.00, гуляя рано утром по городу я видел, что в 6-7 часов уже открыты продуктовые магазины, работает автосервис, люди спешат на работу. В 21.00 практически во всех окнах города не горит свет – все уже спят. Ведь завтра рано на работу! В городе в 22.00 даже отключают основное уличное освещение и светятся только редкие фонари, витрины магазинов в центре города, АЗС и светофоры. Все немцы настолько увлечены своей работой и настолько держатся за работу, что понятно, в чем заключается их успех! Для понимания могу сказать, что молодежь, пройдя обучение в училище при заводе, потом работает там всю жизнь до пенсии, которая наступает в 65 лет. Рабочая неделя составляет 40 часов, перерыв на обед 30 минут. Курение не входит в рабочее время, выходя на улицу в курилку, сотрудник электронным ключом открывает дверь и останавливает течение своего рабочего времени.  То же самое и с личными вопросами – ты можешь отпроситься на нужное время, но потом обязан отработать. Немного о скромном миллиардере, владельце и генеральном директоре корпорации «Хеттик», докторе технических наук, 48-летнем Андреасе Хеттике. Являясь одним из братьев-наследников фирмы со 128 летней историей, он долгое время отдал науке, защитил диссертацию и только по просьбе отца пришел в семейный бизнес. Около 5 лет он проходил путь от менеджера отдела продаж, далее руководителя данного отдела, затем директором одной из компаний концерна, и только потом согласился взять в свои руки управление компанией, став председателем совета директоров. Он проживает в городке Херфорд (10 км от главного офиса) в обычном доме 150-200 кв.м, передвигается на служебном авто БМВ 4 серии. Т.к. персональные водители в компании не приняты, то водит служебную машину сам. Охраны не имеет. Его супруга работает учителем в местной школе. Такой вот портрет миллиардера мы увидели в Германии.

   Миф шестой: «Высокие технологии». Это оказалось не мифом, а реальностью. Мы посетили несколько цехов завода Хеттик, каждый из которых сопоставим по размерам с корпусом нашего среднего завода.  Внутри, помимо чистоты мы увидели две важные вещи – высочайшая автоматизация и многоуровневый контроль качества. Корпорация Хеттик сама для своих заводов  разрабатывает и производит почти все оборудование, этой политики они придерживаются уже сотню лет. Данное оборудование практически все автоматизировано и работники в аккуратных спецовках – это просто операторы, кроме того имеются специалисты по контролю качества, немногочисленные водители погрузчиков, мастера и распределители работы, формирующие задание для оборудования. В тех цехах, в которых мы побывали, мы увидели небольшое количество людей и очень большое количество роботов и автоматических линий. Обогрев происходит за счет аккумулирования тепла из покрасочного цеха, а охлаждение, за счет закаченного в резервуары холодного ночного воздуха. В центре логистики, который поразил нас своими размерами, мы увидели огромный 9-этажный склад временного хранения, в котором работают только роботы. Даже освещения практически нет. Люди работают только на этапе подготовки товара к погрузке и на самой погрузке. Каждая операция, производимая людьми, четко прописана как в инструкции, так и в программе-задании (CRM). Отклонение человека от инструкции и задания невозможно. В итоге, в логистическом центре, размером с Автосборочный корпус завода КАМАЗ мы увидели около 5-6 водителей электрокаров, столько же комплектовщиков, несколько диспетчеров и инженеров. И это весь персонал. Их комната приема пищи и отдыха состоит из 5-6 столов (по 4 стула) к каждому, 2 микроволновок и 1 холодильника, 2-х вешалок. Контроль качества происходит в несколько этапов. Первый этап – электронный контроль. В автоматическом режиме, каждая деталь сканируется, данные фиксируются в базе данных и сравниваются с эталоном. При выявлении любых отклонений. Деталь отбраковывается и уходит на переплавку. Экран над местом контроля в режиме реального времени показывает данные о количестве проверенных деталей и количестве отбракованных. На момент нашего визита я запомнил такие цифры: 1352 изготовлено, 31 отбракована. Далее детали проходят человеческий контроль. Вдоль линии установлено рабочее место специалиста по контролю качества, который по определенному графику производит выборочный контроль деталей. Он  снимает деталь с конвейера, фотографирует, измеряет и все параметры вносит в ту же базу данных. Данные они хранят десятки лет и в любой момент могут поднять сведения о результатах контроля  любой партии деталей.

   Миф седьмой: «Безопасность».  И вот это действительно похоже на миф. Все местные жители, работники, работодатели, хозяева магазинов и автомобилей и другого имущества чувствуют себя в безопасности не потому, что она обеспечена технически. Безопасность, как результат соблюдения 100% жителей 100% требований всех норм и законов – вот, что по мнению немцев, является залогом безопасности. С точки же зрения моей, т.е.  российского специалиста по безопасности, сохранность чего угодно у немцев «висит на волоске». Начать с предприятия: система доступа на их фабрике такова, что практический любой, беспрепятственно, может пройти внутрь и похитить что угодно. На мой вопрос Генрих невозмутимо ответи: «А кому нужны наши направляющие здесь? Компьтерные данные и электронные документы, в том числе и чертежи мы охраняем при помощи специалистов по IT-безопасности, других специалистов по  безопасности и охране мы не содержим. С точки зрения практичных немцев, конечно разумный ответ, но тут же он мне рассказал про недавних два случая краж – ночью из рабочей столовой и из автомобиля на гостевой парковке, где ставят свои авто работники. Не все жители Германии, видимо, чтут закон, хотя это, на мой взгляд, естественно и ожидаемо. Забора вокруг цехов никакого нет, т.к. почти все цеха просто стоят посреди городских домов, как у нас, например, кинотеатр «Россия». Здание с дверями на электронном ключе, зеленый газончик и далее просто улица или жилой дом! Доступ в здание корпусов цеха осуществляется путем электронного ключа (СКУД), КПП и охранники отсутствуют и даже тот цех, который огорожен забором и стоит в поле за городом, кроме наличия 1,8 метровой высоты забора из металлической сетки, ничем не укреплен. «Вертушка» встроенная в забор, так же электронная и безлюдная. Никаких видеокамер внутри корпусов фабрики (профсоюз против вмешательства в личную жизнь рабочих!).  Все очень доверяют друг другу – например, на улице городка, где мы гуляли по утрам, к закусочной рано утром, часов в 6.00 утра, привозили и ставили на ступеньки большой ящик с продуктами (сыры, колбасы, булочки, молочку), сверху клали накладную и уезжали, оставляя ящик без присмотра. Возвращаясь с прогулки, около 8.00 мы видели все ту же картину. Около 9.00 хозяин открывал свое заведение и забирал ящик. Та же картина с автосалонами. Многие автосалоны – это просто бетонированная площадка вдоль тротуара, без какого либо забора и ограждения. На ней круглосуточно, без охраны стоит десятка 2-3 новых Мерседесов и Фольксвагеном. Частные дома (как многоквартирные, так и домики-коттеджи) и учреждения если и имеют невысокий заборчик или живую изгородь, то они носят только декоративный характер. Доступ во дворики совершенно свободный, и, фактически, они являются продолжением тротуара. Гаражи для личных автомобилей сплошь и рядом вообще не имеют ворот. Занавески и жалюзи не приняты. Обычно вечером в окне видно абсолютно все, что происходит в доме. Немцы не завешивают окна, наверное, из соображений экономии электричества на освещение – многие ставят на окна выпуклые стекла, которые усиливают уличный свет, особенно учреждения. Некоторые вешают декоративную тюль, либо на ночь, опять же немногие, закрывают рольставнями для шумоизоляции. Перейдем к магазинам. Независимо от размера – салон ли 30 кв.м. или 5-этажный торговый центр – никакой охраны и контроля. На выходах иногда стоят стойки электронных датчиков «антиворов» и это все. Очень мало продавцов, иногда можно обойти пару этажей торгового центра и никого не увидеть. Вешалки с одеждой, стеллажи с канцтоварами свободно выставляются на улицу за дверь магазинов. Некоторые магазины имеют раздвижные витрины, которые днем убираются и полки с мелким товаром, фактически просто стоят на тротуаре. В таком открытом виде я встретил магазин подарков, домашних мелочей (ассортимент «Икеи»). Там же было и немного подарочного спиртного – на улице, на открытых полках! Решетку я видел только на витрине антикварного магазина. На площадях и тротуарах стоят дорогие металлодеревянные столики и стулья открытых кафе, которые не убирают на ночь. Ночью на улице практически никого нет – все спят, проходят только запозднившиеся 1-2 человека (девушки не бояться идти в одиночку), изредка встречаются работники такси, доставки  или других круглосуточных заведений.  Кстати дверь в наш отель была также на электромагнитном замке, видимо немцы ничего не знают про универсальный ключ от домофона! Приходя, поздно ночь в отель, мы входили и шли, абсолютно никем не контролируемые, в номера. Видеокамеры, люди на ресепшине и охрана отсутствует. Полицию мы встретили один раз на трассе. Полицейского в городах я так и не встретил за 4 дня ни разу, поэтом поискал участки полиции. Один большой участок – 3-х этажное здание размером со здание Расстала (по стилистике тоже похожее), возле которого стоял дежурный микроавтобус Фольксваген со включенными габаритами, горел свет в паре окон. Никаких решеток, заборов,  средств защиты здания. Людей тоже не видно. Второй, видать местный маленький участок – на центральной площади, в одном из зданий, на 1 этаже, был сначала закрыт. Позже, проходя мимо, я увидел, что жалюзи открыты, а внутри, за не зарешеченным окном стоит стул, на котором сидит огромный плюшевый медведь. Вот так позиционирует себя местная полиция – предлагает свою помощь и участие! Везде, где ведутся работы (дороги, тротуары) – очень хорошо и тщательно все огорожено, установлены предупреждающие знаки. По окончании путешествия у неподготовленного складывается впечатление, что немцы совершенно бесшабашные. Но, поговорив с ними и поняв их менталитет, осознаешь, что не все так просто. Немцы практичны и продуманны в решениях. Скорее всего, они не делают расчет на «авось», как наши торговые сети, экономящие на безопасности. Это наверняка осознанный выбор и строится он, во-первых – на уверенности в том, что большинство населения априори не нарушат закон; во-вторых – на страховании имущества; в-третьих – наверняка возможные убытки от хищений и умышленных повреждений заложены в морже предпринимателя (как, например, в немецкой сети гипермаркетов электроники «Медиамаркт», с системой безопасности которой я знаком). Исходя из этих предпосылок они и минимизируют расходы на безопасность. Вся их система держится на порядке до тех пор, пока внешние факторы – мигранты, террористы и иные разрушители системности не вклинятся серьезно. Но для этого у них есть Государство, которое должно решать данные вопросы!

 

Председатель Ассоциации ССБ

Самойлов Андрей Александрович

Оставить комментарий

Комментарии: 0